ШКОЛЬНАЯ
СЛУЖБА
МЕДИАЦИИ
Медиация – это особый вид переговоров, при котором нейтральный посредник (медиатор) помогает сторонам в конфликте найти взаимовыгодное решение.
Принципы медиации
Добровольность участия |
Нейтральность медиатора |
Во время медиации все происходит добровольно и с вашего согласия. Любые решения также принимаются с обоюдного согласия. |
Медиатор не встает ни на чью сторону, не оценивает и не принимает решений. Благодаря этому процедура работает. |
Равноправие сторон |
Конфиденциальность |
Вы имеете равные права высказывать свое видение ситуации, участвовать в дискуссии, выработке и принятии решений. Каждому из вас медиатор уделит равное время и внимание.
|
Все,что будет происходить в медиации, не выйдет за пределы службы. Если у медиатора возникнет необходимость поговорить с каждым отдельно, на общее обсуждение любая информация будет выноситься только с вашего разрешения. Ваши персональные данные не будут передаваться третьим лицам. |
Служба школьной медиации работает со всеми участниками образовательного процесса и организует медиацию между:
· учениками
· родителями
· педагогами
· учениками и родителями
· учениками и педагогами
· родителями и педагогами
В современных реалиях проявление буллинга и кибербуллинга взаимосвязаны.
Что делать в ситуации кибербуллинга?
Не писать в ответ оскорбительные комментарии, не принимать участие в так называемых «разборках».
Необходимо сделать скриншот оскорблений или непристойных предложений для того, чтобы обеспечить документальное доказательство факта онлайн-травли (в самых «тяжелых» случаях родителям ребенка следует прибегнуть к помощи нотариуса: он официально заверит сделанный скриншот).
Прекратить общение и заблокировать агрессора или группу агрессоров.
Попросите ребенка обязательно рассказать о случае проявления кибербуллинга для принятия важного решения: положиться на свои силы или обратиться за деятельным содействием в правоохранительные органы. |
Памятка
для родителей
«Буллинг»
Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту. |
Если вам кажется, что с вашем ребенком что-то происходит, а сам он на контакт не идет и сами в одиночку с ситуацией не можете справиться, стоит обратиться к классному руководителю и психологу. Они помогут выбрать стратегию поведения в конкретной ситуации, обратят внимание на то, что, возможно вы не замечали.
|
Что сказать ребенку, если он стал свидетелем буллинга в школе?
· Постарайся поддержать потерпевшего и оказать ему посильную помощь
· Не поддерживай и не одобряй действия преследователей или обидчиков
· Не присоединяйся к преследованию
· Пытайся разрядить обстановку и остановить травлю
· В ситуации буллинга постарайся связаться с родителями или с учителем, которому доверяешь, и рассказать о критической ситуации
· Не бойся защищать потерпевшего, на его месте можешь оказаться и ты, и тебе в подобной ситуации понадобится поддержка
|
Как родителям поддержать ребенка,
если в школе проявляется буллинг?
· Мы будем тебя поддерживать и защищать, и не позволим тебя преследовать.
· Не расстраивайся, если тебя назвали «стукачом», – так говорят, чтобы скрыть факт травли.
· Помни, что обидчики хотят тебя унизить и установить свою власть над тобой.
· Не поддавайся на провокации и веди себя спокойно, уверенно.
· Ищи поддержку среди одноклассников, которым доверяешь.
· Поговори со свидетелями и попроси помощи и поддержки.
· Попробуй с юмором и иронией отвечать обидчикам – таким образом ты сможешь обесценить их выпады, уменьшить их «пыл» и снизить уверенность в доминировании.
· Не проявляй ответную агрессию и не мсти обидчикам, чтобы не стать «крайним».
· Запомни, что в школе никто не будет покрывать травлю, если ты поставишь в известность учителей или руководство школы.
· Запомни, что твое молчание и терпимость по отношению к преследователям не остановит травлю. |
Трaвля или бyллинг (англ. bullying) – агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности и т.д. Буллинг может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе.
Кибербуллинг или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. |
Документы, определяющие работу школьной службы медиации:
Приказ о создании службы медиации в ГБОУ Лицее №214 Центрального района.
График работы службы школьной медиации ГБОУ лицея №214 Центрального района Санкт-Петербурга на 2024-2025 учебный год
Нормативно-правовую основу деятельности службы школьной медиации составляют:
1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-01062012-n-761/
2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (с изменениями и дополнениями);
http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-27072010-n-193-fz-ob/
3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями);
http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24061999-n-120-fz-ob/
4. Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 года № 1430);
http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-30072014-n-1430-r/
5. "План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р).
http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-15102012-n-1916-r/
Методическая база, регламентирующая деятельность службы школьной медиации:
1. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 по организации служб школьной медиации в образовательных организациях;
http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18112013-n-vk-84407/
2. Методические рекомендации по созданию и организации деятельности в ГОУ служб медиации и примирения для разрешения на ранних этапах возникающих противоречий и конфликтов. СПб АППО, 2014;
http://pandia.ru/text/80/066/24784.php
3. Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по применению медиативных и восстановительных практик в работе с детьми и подростками. СПб АППО, 2016;
https://drive.google.com/file/d/0B88wumo52NsWRDMxNmphdkVqbTg/view
4. Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях. М.,ФГБУ Федеральный институт медиации,2015.
http://centerlado.ru/uploadedFiles/files/biblioteka/mediacii/MR_po_mediatsii_2015.pdf